Ялта

Ялта

пятница, 21 февраля 2020 г.

Усилитель EL12.

Давно лежали EL12 Телефункен . Пришло время собрать усилитель.


В общем немного предистории. Лемпа  EL12 по звуку очень неплохая но уже несколько редкая, по конструкции напоминает нашу 6Ф6С - вернее это лампы из одной разработки,как всегда содранной с оригинала в далёких 30-х годах... Вот об оригинале в литце этих Телефункен мы и поговорим. Хотя мног её клонов на более высокое анодное напряжение выпускалось до 60-х годов. Довелось их слушать - не то ...
 Лампы EL12 попали ко мне из Германии в хорошем состоянии и с прекрасными параметрами. Вторая пара которая на верхнем фото имеет немного худшие параметры  , но всё равно всё в норме и звук мощный и лёгкий.  Основная трудность чем эти лампы качать. EF12  у меня конечно есть  , чтото другое я тоже подумываю применить - но всё это уже или было гдето , или мне по звуку не подходит.  Редкие лампы именно для этого проэкта  не собираюсь . Качать EL12 как ктото пробовал лампой  AL4 я считаю неоправданным. Лучше я на AL4  чтото отдельное усилительное сделаю. Хотя её звук мне не очень идёт - нужно конечно повозиться к ней с выходным трансформатором -7 ком всё таки.  Конечно пока у меня не намотаны и трансформаторы для EL12 - но скоро я думаю уже продолжу повествование в этой теме и выложу уже окончательный выриант этого усилителя.
 Не совсем обычное решение проблемы драйвера - я после долгих размышлений решил всё же сделать на 6Н8С ,но отдельно  поставить переключатель для полного отключения драйверного каскада и сделать отдельный вход именно для лампы EL12. И качать её именно с предвара . Благо сейчас у меня два предварительных усилителя на 4П1Л и 3Q5 .  Причём проба прошла пока с предваром на 4П1Л и пока меня по звуку всё устраивает. Целый день сегодня слушал на простеньких ТВЗ - выключать не хотелось. А что будет когда я намотаю правильные выходные трансформаторы - и так в звуке всё есть . А так ещё и мощность немалую для однотакта под 8 ватт можно снять. Конечно в пентоде ...
 Заслушался так что даже не стал пока ставить 6Н8С и регулятор громкости... Завтра выходные - соберу консилиум на прослушивание.Уже проанонсировал ...


30.03.2021год.
 Выходные трансформаторы намотаны. Железо применил Ф-типа толщиной 0,35 с зазором в керне тоже 0,35. Марка стали не известна.Железо хрупкое , ломается. Скорее всего холоднокатанное.Сечение 10,2 квадрата. Трансформатор посчитал на 3,5 ком \ 4-8 ом. Первичка три секции , общее число витков 3240. Зазор в сердечнике великоват и для рассчётного тока  уменьшил с помощью тонкой ленты с сердечника подходящего трансформатора. Сталь подходящего сердечника  известна - Э320. С двух сторон полоску  обклеял тонким малярным скочем чтоб пластины  в зазоре не замыкали. Индуктивность первички получилась 19,6 Генри - мерял катайтестером. 
 Вчера всё собрал и опробовал. EL12 подключил ультралин. Благо трансформатор намотан с отводами.
Звук. Играет волшебно. Особенно вокал. Пока небольшая нехватка низа . Вернее самый низ есть и достаточно глубокий . Нехватка какбы подпорки голоса снизу .Думаю всё станет на свои места с прогревом трансформаторов. Но и так уже звук очень хороший и мощный . Голос ел12 слышен. Если сравнивать с другими моими усилителями - звук совершенно другой . Подача , вокал. Да , можно сказать по вокалу он впереди всех...


1 комментарий:

  1. Ел 12 совсем не 6ф6с как вы пишете , и даже не из той серии , это ел 11 ещё можно отнести к 6ф6, и то ооочень далеко ,
    У ел 12 строение анода совсем другое, и есть экземпляры с сетчатым анодом , так что не вводите людей в заблуждение, и не пишите того чего не знаете, бред какой-то

    ОтветитьУдалить