Ялта

Ялта

понедельник, 16 марта 2020 г.

Ретроусилитель на лампе VCL11.

 Лежали без дела парочка ламп VCL11 очень древние .Точно год не смог определить - но одна вермахт Телефункен ,вторая Вальво.Накал у ламп 90 вольт 0,2 ампера. Кстати при внимательном рассмотре внутренностей обоих ламп я отлисий не нашёл - просто близнеци . По скудным описаниям удалось найти что этот тип ламп выпускался с 1936  до 1941 года . На лампе собирались приёмники с 36 до 1942 года. По аналогичной схеме с некоторыми изменениями и собран этот усилитель.
Лампы оказались только на вид потрёпаные - все параметры прость отличные.Ктото скажит - им место в музее , я всё таки решил их применить и ни сколько не жалею. Послушать их стоит.
 Немного предистории . Я уже собирал несколько усилителей на конструктивно однотипных лампах типа ECL 11 и PCL 81. На ECL11 неплохо получилось , запомнился звук. Но до ума тогда усилитель так и  не довёл.
 При сборке усилителя на VCL11 выяснились некоторые отличия с лампой ECL11. И дело не только в напряжении накала.  Это совершенно разные лампы  по току , смещению . И  кроме того VCL11 ещё и склонна к возбуждению.  Также пришлось поставить фильтр питания - накал ламп я сделал последовательно и ещё также использовал отводы первички трансформатора питания.
 Усилитель собрал на шасси от старого лампового генератора. Как видно на фото трансформатор самый обычный от радиолы. Применил его как анодное питание и так же запитал от него кенотрон EZ81. Применение кенотрона необходимо - лампы греются почти полторы минуты. Да и падение не нём тоже нужная штука - лампа больше 250 вольт по второй сетке по мануалу не терпит.Хотя я пробовал и 300 - держит , не краснеет . Но звук мне в таком режиме не нравится.
 Переплобовал кучу вариантов смещения - от резистора в подвале до отдельного источника .Остановился на автосмещении. Самый комфортный звук получился при напряжении на катоде  4 вольта. Резистор первой сетки триода на катод !.
Вот схема того что я собрал.
Выходные трансформаторы я использовал от старых проигрывателей типа Юбилейный  , отмотав вторичку чтоб получилось 7 ком\ 8 ом . Так как выходная мощность составляет всего то 1,5 ватт максимум- и это уже с большими  искажениями  -  решил не заморачиваться .
 По звуку - получилось очень здорово. Уже слушаю два дня  , в основном винил... Саксофон и голос - вот конёк этого усилителя. Низ глубокий , но я умышленно его немного уменьшил межкаскадным конденсатором меньшего номинала. Так мне больше понравилось.
 Очень интересная и необычная подача музыки - просто льётся  , не напрягает. Колонок совершенно не слышно. А сцена какая обьёмная и глубокая!!!
 Самая комфортная громкость - от самой тихой до половины. На максимальной здорово , но искажения уже слышны.  Почему то этот усилитель хочется слушать очень тихо.

Несколько наблюдений  возникших в процессе работы с лампой VCL11. триодная часть этой лампы самое слабое место.  Но звуком обладает потрясающим. Как и  тетродная часть  отдельно с другим драйвером тоже очень достойно звучит. Я пробовал ставить драйвером 6Н23П -  очень здорово получилось.  И мощности неискаженной больше ,и звук классный . Если б не победил смещение и возбуждение  триода у VCL11 то статью писал бы с другим заголовком... И второе наблюдение - лампа не терпит плёнки и слюды в конденсаторах. Только бумага и с маслом.  По входу попробовал поставить Wima  - просто ужас . КБГ-И спас всё. МБМ тоже хорошо.....






Комментариев нет:

Отправить комментарий