Ялта

Ялта

суббота, 1 февраля 2020 г.

Усилител PL36 + 6Н9С +кенотрон.

Усилитель делается на заказ моему другу.

Вот что получилось.Корпус массивный отделан натуральным шпоном .Металл будет накрыт листом меди. Колпаки на трансформаторы уже покрашены и ждут установки. Так же видно отдельную панель для выбора кенотронов. Пока в настройке, но уже охота похвастаться...
Усилитель получился очень тяжелый - под 30 килограмм. Сзади за трансформаторами сделали временные ножки . С ними очень удобно переворачивать усилитель и производить настройку .
Схема практически такая же как и в предидущем моём усилителе на PL-36 и 6Н9С. Пока что катодные конденсаторы стоят Тесла , жду Рифу. Ну и как всегда задержка с установкой селектора входов.
 Конечно ещё предстоит работа с подгонкой анодного напряжения .На всех трёх типах кенотронов разное падение напряжения. И по звуку все используемые мной кенотроны очень разные.
 Необходимость отслушивания обоснована прежде всего желанием максимально вытащить звук. Поэтому имея три разные по размеру кенотронные колодки неизвестно под какую из них нужно сверлить отверстие в правой части усилителя.


 В усилителе стоят очень хорошие акустические клеммы . Медные.  Также неплохие RCA  гнёзда. И шикарное сетевое гнездо.
 Тороидальный трансформатор ТСТ-125 немного доделан для обеспечения раздельного накала в 25 вольт на каждую выходную лампу. Также питание кенотронов -5 и 4 вольта.
После кенотрона поставил конденсатор СМ-5.  Возможно для задержки подачи анодного применю демпферный диод с накалом через конденсатор. ...
Лампы PL-36 Simens , 6Н9С 72 года. Кенотроны использую вот такие:



По звуку - очень холоший и большой низ. Немного не хватает ещё прозрачности на самом верху , тут может ещё катодный конденсатор тесла . Да и межкаскадный я бы поставил другой . Время покажет . Нужно прогреть усилитель хотя бы недельку...
 Колпаки трансформаторов .Ещё без окончательной покраски. Логотип личное название заказчика.

7.02.2020.
При настройке усилителя я обнаружил некоторое несоответствие в даташитах на лампы PL-36. Конкретно лампы Simens и некоторые другие  имеют перемычку 3 и 8 ноги - общий катод.  Я иногда использую свободные ноги на ламповой панели , думаю многие так делают для облегчения монтажа . Лампы Valvo  не имеют 3 и 6  ноги и соответствуют всем даташитам... Возможно эта информация кому то пригодится.

5.12.2020.
Усилитель давно закончен и прогрет. Финальное фото выложу чуть позже. 
 В процессе прослушивания - усилитель работает на самодельную акустику на широкополосных динамиках Pioneer - выявились некоторые раздражающие факторы в звуке. А именно при прослушивании винила на нескольких пластинках вокал был как бы на пределе. Слушать было некомфортно , раздражало и утомляло. Поигравшись с акустическими кабелями особых улучшений не добились. Полез в схему . Режимы не стал трогать. Вспомнил высказывание - вторая сетка это голосовые связки лампы. Так как выходной каскад работает в триоде вторая сетка подключена на анод через 240 ом ПТМН. Решил поставить туда винтажные американские АБ двухваттные  по 270 ом. Звук поменялся , немного ушел низ - середина стала богаче но всё равно после недели прослушивания претензии к звуку на тех же пластинках остались, хотя уже звук почти не раздражал. 
  Вспомнил о давно лежавшей у меня в закромах паре одноваттных резисторов БЛП 250ом . Они размером как ВС-2. Впаял вместо АБ. Звук изменился сразу же.  После четырёх дней прослушивания мне позвонил друг и срочно затребовал меня к себе на прослушивыание. Его просто распирало , он светился от счастья. Действительно , приехав к нему я услышал совершенно другой усилитель. В звуке поменялось всё - мне всегда на широкополосниках не хватало низа . Здесь он попёр , комнату в 60 квадратов заполнил плотный бас. С серединой всё стало как надо . Высокие стали нежные , мне показалось их немного мало. На диске Вотерса уж очень деликатно звучали колокольчики... Но в целом звук доводил до мурашек... 
  В следующий раз я приехал послушать музыку через месяц. Резисторы и пайка уже полностью прогрелись и высокие стали такими как должны были быть. В целом тональный баланс не сместился - появилось больше воздуха. Звук стал очень комфортным , даже СД диски начали звучать. Что повлекло покупку сд плеера Сайрус... 
 Выводы для себя каждый делает сам . Без подбора и отслушивания компонентов результата нет...



2 комментария:

  1. Японцы делали на 25е5 ресиверы на 30 вт на канал,например sansui sm80, стоят сейчас немало, вроде более 3000долл, накалы включали всех 4-х выходных ламп последовательно, и прямо на свою сеть в 100 вольт.
    Я в свое время пробовал запитывать анодное в ОППВ от сети 220 вольт, , огромный прирост, в звуке,но надо быть осторожным чтобы ноль был на корпусе а не фазное.Получается чуть менее 300 вольт если пред с малыми токами, и вольт 250 при тех емкостях что можно после кена, на мощнике.

    ОтветитьУдалить
  2. Накалы ламп я тоже иногда включаю от сети через конденсатор или резистор . Как в моем усилителе на лампах с 90 вольтным накалом.Кроме этого я использую задержку включения анодного на диоде с 30 вольтным накалом через конденсатор ... С анодным от сети тоже пробовал , чтоб не попасть использовал схему с реле с питанием катушки отфазы - земли.При включении на ноль реле не срабатывает. Что прокатывает в приёмниках в усилитель не идёт...

    ОтветитьУдалить